Необходимые изменения

вторник, 30 апреля, 2013 - 17:12

обозреватель

Мы часто рассуждаем о том, как работает федеральная власть, какие программы реализуются, какие обещания даются. Федеральные каналы просто изобилуют сюжетами на эту тему. Но куда реже мы обсуждаем то, что происходит на местном уровне, а ведь чаще всего все вопросы возникают здесь. Это и дороги, и горячая вода, и отопление, и все-все то, с чем сталкиваются жители каждый день. В муниципалитеты ежегодно приходят федеральные деньги, однако ощутимых результатов все равно не видно. Именно поэтому я хотел бы немного порассуждать на тему эффективности местного самоуправления на примере родной Твери.

Власть в Твери мне знакома хорошо и, как мне представляется, отражает все те управленческие процессы, которые, так или иначе, имеют место быть на территории всего ЦФО. Я не могу уверенно говорить о том, что местная власть полностью неэффективна, но на примере Твери хотел бы рассмотреть ряд проблемных моментов, от решения которых, на мой взгляд, и зависит повышение эффективности власти.

Во-первых, это прозрачность. Простые горожане не понимают, по каким принципам функционирует тот или иной орган власти, отсутствует какая-либо ясность происходящих процессов. Простой пример – дорожное строительство и благоустройство дворов. Жители не понимают, кто и как выбирает объекты ремонта.  Непонятно и то, почему ремонт одного двора стоит столько-то, а ремонт такого же двора в другом городе обходится дешевле. Горожане не понимают, почему «так», а не «по-другому», потому что власть никак не привлекает жителей к процессу принятия решений. Очевидно же, что то же формирование перечня объектов для дорожного ремонта должно проходить в первую очередь с участием жителей города, а не лиц, заинтересованных в получении подряда.

Во-вторых, это четкое распределение ответственности и полномочий. В структуре администрации Твери присутствуют как сама администрация города со своим главой и департаментами, так и администрации каждого из районов, в которых тоже есть свои главы и отделы с управлениями. В теории мы имеем большую структуру, в которой каждый отвечает за конкретный  блок. Однако на практике мы видим, что далеко не все звенья этой системы понимают зону своей ответственности. А самое главное – для жителей города так и непонятно, кто за что отвечает. Та же яма на дороге, кто ее должен делать? Городской департамент благоустройства и дорожного хозяйства  отказывается ею заниматься, так как он отвечает за магистральные улицы. В свою очередь, немагистральные улицы администрациями районов тоже не делаются, так как на их районы либо не выделили средств, либо они долго «идут». В итоге яма не заделана, а люди страдают. Из-за таких «проволочек» жители не понимают, кто в ответе за бардак, а чиновники постоянно перекладывают груз ответственности друг на друга, хотя это одна система городского управления и один бюджет. В этой связи городу необходима оптимизация системы управления с четким распределением ответственности. Если есть дорожный департамент, то именно он и должен отвечать за ремонт всех дорог, а не кто-то иной. Тогда каждый житель будет четко понимать, в компетенции какого подразделения или должностного лица решение тех или иных вопросов, с кого можно и нужно спрашивать, а кого можно и похвалить.

В-третьих, это отсутствие доступности. Зачастую администрации и различные ведомства находятся на другом конце города (особенно здесь страдают жители поселков, которые входят в состав муниципального образования). По телефону решать сложные вопросы просто невозможно, а добираться на другой конец города не совсем удобно, особенно если нет личного транспорта.  Да и, как говорится, далеко не все двери открыты. Чиновники должны не прятаться в своих кабинетах, а постоянно находиться в контакте с людьми: проводить встречи хотя бы ежемесячно, общаться, показывать результаты своей работы и решать возникающие вопросы. К ним должны подключаться и депутаты, которым доверили свои голоса избиратели. У каждого депутата должна быть как минимум одна приемная в округе, а возможно, и несколько, в зависимости от географии избирательного округа.

В-четвертых, это оптимизация бюджетных трат на структуру управления муниципальным образованием. В Твери на содержание чиновников уходит порядка миллиарда рублей, что является 1/7 от всего бюджета города. Согласитесь, цифра просто огромная. При всем при этом качество работы муниципальных чиновников падает с каждым годом, а их численность все растет. Мне не очень понятно, зачем каждой из четырех районных администраций отдел образования, в котором работают по 5 – 6 человек, если на городском уровне функционирует целое управление образования, курирующее все образовательные учреждения. Очевидно, что дублирование функций выливается в неэффективное и избыточное финансирование местной власти.

В-пятых, это отсутствие должного контроля. Контроль должен осуществляться как со стороны общества, так и со стороны уполномоченных на это органов. Каждый житель города должен понимать, как и на что потрачены его налоги. Причем опираясь не только на сухие отчеты, но и на увиденное своими глазами. Если средства были потрачены на дорогу, то нужно тщательнее контролировать ремонт данной дороги, и, если он не соответствует нормам, каждый житель вправе знать всю информации о подрядной организации, а также действиях прокуратуры и других органов по привлечению горе-ремонтников к ответственности.

К большому сожалению, все мною перечисленное на сегодняшний день в Твери полностью или частично отсутствует, а в результате мы продолжаем постоянно сталкиваться с плохими дорогами, неубранным мусором, несвоевременным началом отопительного сезона, протекающими крышами и т.д. и т.п.

Андрей Александров, обозреватель

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 175