Будущее Российского военного флота

среда, 29 июня, 2011 - 11:18

Политолог

Пока велись официальные переговоры о покупке вертолетоносцев «Мистраль», экспертное сообщество активно обсуждало предстоящую сделку. И без критики, естественно, не обошлось. «Паром», «баржа», «корыто» - как только не называли французский корабль некоторые недовольные «эксперты».

Тем не менее, на прошедшем 17 июня Санкт-Петербургском экономическом форуме контракт был подписан. Франция  при участии российских производителей построит для нашего ВМФ целых два «Мистраля» (с перспективой строительства еще двух, но уже на территории РФ). Информация о состоявшейся сделке породила новую волну споров. Основные разногласия касаются технических характеристик вертолетоносца. Также обсуждаются другие вопросы, включая потребность российского флота  в кораблях подобного класса, ведь обойдутся они российской стороне в 1,2 млрд. евро.

Как заявляют сами французы, «Мистраль» - не просто универсальный десантный вертолетоносец. Это корабль «проекции силы и управления» (В?timents de projection et de commandement - BPC), который благодаря современному электронному оснащению является «наводным штабом», способным координировать действия морских и воздушных военных сил. Помимо этого, он может служить «плавучим госпиталем» с современным медицинским оборудованием, а благодаря своей вместимости, экономичности и комфортабельности использоваться в мирное время для гуманитарных, спасательных или иных операций. Нечто подобное пытались построить в СССР. «Тапиры», составлявшие основу стратегических десантных сил Советского Союза, изначально разрабатывались именно как универсальные военно-гражданские суда. Но поскольку добиться экономичности без значительной потери в скорости инженерам того времени не удалось, корабли строились только для Военного флота. «Тапир» к тому же не имел на борту вертолетов и был рассчитан исключительно на десант солдат и сухопутной техники. Полноценными десантными, стали корабли проекта 1174 (типа «Иван Рогов»). И действительно, они обладали высокой скоростью, вместительностью и на борту, помимо танков, могли нести вертолеты, правда, не более четырех. Приоритет снова отдавался переброске сухопутных войск. Вертолетоносцем такой корабль можно назвать лишь условно. Другие проекты СССР в этой сфере, остались нереализованными.       

«Мистраль», для сравнения, способен нести 16 больших вертолетов, 6 из которых одновременно могут располагаться на палубе. Помимо этого он вмещает 450 человек десанта и 13 тяжелых танков. Авиация на корабле будет российская. Это неудивительно, ведь планируемый к размещению Kа-52 - один из лучших ударных вертолетов в мире. Нет смысла описывать все его достоинства, достаточно указать арсенал «Аллигатора»: 12 сверхзвуковых ПТУР "Вихрь", наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, авиабомбы, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса "воздух - воздух", оборудован также 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Нести на себе это вооружение без потери высоких летных характеристик вертолету помогает  соосная схема расположения винтов. Неудивительно, что такие винтокрылые машины в стандартные ангары «Мистраля» просто не помещаются. В связи с этим, будут произведены незначительные изменения конструкции, которые увеличат на 1 метр высоту корабля. Бытует мнение, что доработка сделает «Мистраль» крайне неустойчивым и грозит опрокидыванием при первом же шторме. Очевидно, что подобные утверждения не являются убедительными, так как должны быть подкреплены опытными исследованиями и специальными расчетами. Возможно, перепроектировка вообще не коснется "Мистраля", если конструкторам удастся уменьшить высоту самих вертолетов. Помимо ударного     Kа-52 на корабле не исключается размещение Ка-29 (для ускоренной высадки десанта) и Ка-27 (для уничтожения подводных лодок).   

Kа-52 «Аллигатор» на палубе «Мистраля»

Французский корабль не относится к ледокольному типу. При проектировании «Мистраля» предпочтение отдавалось скорости, поэтому его нос имеет ярко выраженный бульб, уменьшающий сопротивление воды.      

Универсальный десантный корабль «Мистраль»

Тем не менее, вопреки распространенному мнению, это не лишает возможности использования корабля на Северном и Тихоокеанском флотах.  Кольский залив, например (место базирования СФ), благодаря теплым атлантическим течениям, вообще не замерзает, как и вся юго-западная часть Баренцева моря. Поэтому корабль, не будучи ледоколом, сможет свободно выходить в плавание в любое время года. Впрочем, случаи образования тонкого ледяного покрова здесь наблюдались,   и кораблю российской версии не помешает усиление корпуса. Но дорогостоящая перепроектировка десантного судна в ледокол, о неизбежности которой говорили ярые противники покупки, не имеет смысла. Ведь бороться с толстыми льдами в районах вечной мерзлоты должны специальные суда, изначально создаваемые под эти цели. Кстати, советские аналоги "Мистраля" - «Иван Рогов» (Тихоокеанский флот, списан в 1996 г.) и «Митрофан Москаленко» (Северный флот), прослужившие нашей стране не один десяток лет, тоже обладатели носов неледокольного типа. 

Большой десантный корабль проекта 1174(тип «Иван Рогов»)

Артиллерия на корабле более чем скромная. На «Мистралях» ВМФ Франции стоят по две установки ПУ ПЗРК «Симбад», по две 30-миллиметровых артиллерийских установки «Бреда-Маузер» и по четыре 12,7-миллиметровых пулемета МН-2В. Российские варианты планируется  оснастить аналогичным отечественным вооружением. Перегружать палубной артиллерией корабли подобного класса не принято, но в военное время для них необходим эскорт, который, кстати, уже строится на российских верфях. Согласно заключенным контрактам до 2018 года министерство обороны получит 6 новых фрегатов (всего планируется построить 20) и 6 корветов (планируется построить не меньше 20). Северным конструкторским бюро создается проект новых эсминцев. Защитникам отечественного судостроения также не стоит забывать, что в нашей стране ведется разработка перспективного авианосца. Французский опыт, при реализации всех этих проектов, нашим кораблестроителям явно не помешает.

Кстати об опыте. Французы вместе с кораблем передают технологии боевых систем управления. Эксперты сходятся во мнении, что Россия в этой сфере значительно отстала от западных стран. Споры вызывает не столько превосходство натовских систем, сколько возможность применения их на российских военных кораблях. Речь идет, главным образом, о SENIT 9 (системе тактической информации и управления), торги за которую шли долгое время. Она с помощью радара  MRR3D-NG, установленного на корабле, связана с французскими спутниками. По каналам связи проходит, в том числе, и секретная информация НАТО. И действительно, кажется странным использование совместно с Североатлантическим альянсом военных спутников. Видимо, у российских ученых свой особый взгляд на ситуацию и свои способы решения возможных проблем. Но о том, что система приобреталась не просто так, можно судить уже сейчас. Ульяновскому НПО  «Марс» в адаптации SENIT под российские «Мистрали» будет помогать французская «Thales» (именно она изготовила радар MRR3D-NG). «Thales» (бывшая «Thompson -CSF») имеет немалый опыт сотрудничества с российскими предприятиями, ведь она с 90-х годов поставляет нашей стране авиационную электронику. К сожалению, нет точной информации о том, на каких условиях Россией будет использоваться SENIT 9. Сможем ли мы самостоятельно производить аналогичные системы, устанавливая их на другие российские корабли? В той же Франции, весь флот оснащен SEINT различных модификаций. Вероятно, полные возможности программы можно оценить лишь при комплексном ее использовании. Несомненно,  приобретение «Мистралей» имеет свои минусы, главным из которых является стоимость контракта. Возможно, в стране найдутся даже противники военной реформы и такой модернизации флота. Но потенциальных возможностей применения подобных кораблей от этого меньше не становится. 

Вадим Ковалев, политолог

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 164