История и традиции российского консерватизма

вторник, 10 ноября, 2009 - 15:22

член Регионального штаба «Молодой
Гвардии», политолог
«Фабрика
смыслов», Алтайский край

Народный
консерватизм - идеология Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

6 ноября 2009 года Председатель
Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель Правительства России Владимир Путин в ходе рабочей встречи с секретарем Президиума Генерального совета Партии Вячеславом
Володиным заявил,
что Партия должна защищать, прежде всего «интересы не чиновников и служивых людей, а интересы рядового гражданина». Данный посыл Владимира
Путина является очень важным с точки зрения обсуждения идеологии Партии -
российского консерватизма.

Консерватизм
как идеология в России неразрывно связан с историей российского народа и
государства
. Российский консерватизм является
результатом многовековой дискуссии среди отечественных философов,
государственных деятелей, публицистов, писателей и всех граждан кому не без
интересно настоящее и будущее России.

В этой дискуссии, пронизывающей разные периоды
развития России: имперский, советский, и современный демократический,   можно проследить очень важную линию, которая
начинается с XIX века и продолжается и в настоящее время, уже в XXI столетии. Смысл этой линии заключается в том, что
консерватизмом может называться только такая идеология, ценности которой
позволяют сохранить наследие предыдущих поколений, но при этом являются и
основой социально-политического развития общества, государства и отдельного
гражданина. Все попытки свести
консерватизм к утверждению «статус-кво» без намека даже помыслить модернизацию существующих
институтов и общественно-политических отношений не может считаться
консервативной идеологией, такую идеологию отечественные философы
XIX века обозначили, как «ложный консерватизм». Такое восприятие консервативной идеологии отразили
мыслители XIX века. И, прежде всего: Б.Н. Чичерин, Л.А. Тихомиров,
А.Д. Градовский, Н.А. Бердяев.

Вот что они утверждали в отношении консервативной
идеологии.

Правовед, философ и историк
Чичерин считал, что «ложный консерватизм» - это 
«консерватизм рутинного типа», характерным признаком которого является
опора  «на одну рутину, на слепую привязанность
к старине, на идолопоклонство перед существующим порядком»[8. С.121]. Чичерин
считал, что «пока общество дремлет, это направление может в нем господствовать;
но как скоро пробудилась общественная мысль, оно с трудом противостоит напору
даже слабого разумения. Окончательно оно удержаться не в силах. В руках
консерваторов-рутинистов существующий порядок обречен на падение»[8. С.121-122].

А консерватизм как идеология для Чичерина это «консервативное
направление, к которому я принадлежу и которое я считаю самым крепким оплотом
государственного порядка... оно равно отдалено и от узкой реакции, пытающейся
остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от
почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание
удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще
заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом
общественного строя... Я стою за то направление, которое ... стремится к
единению с другими классами народа на почве общих интересов»[7. С. 31,33].

Общественный деятель и философ Тихомиров утверждал,
что есть «ложный консерватизм», которому противостоит «истинный консерватизм».
Первый  выражается в том, что «из боязни
поколебать основы общества сковывает их, не дает им возможности расти и
развиваться»[4]. А консервативная идеология («истинный консерватизм»)
«совершенно совпадает с истинным прогрессом в одной и той же задаче:
поддержания жизнедеятельности общественных основ, охранения свободы их
развития, поощрения их роста»[4].

Профессор права и публицист Градовский также
отделяет  консерватизм от идей
общественно-политической неизменности и неподвижности, и поэтому он писал, что «консерватизм не есть «охранение» во
что бы то ни стало и какими бы то ни было средствами. Напротив... консерватизм
есть важный регулятор в процессе общественного обновления»[2. С. 354].

Религиозный философ Н.А.
Бердяев в статье «Судьба русского консерватизма» выделяет «настоящий
консерватизм» и ложный консерватизм - 
«консервативную государственную казенщину».

Н.А. Бердяев считал, что «настоящий консерватизм» - это идеология, в которой «своеобразно
сочетались два противоположных начала - власти, авторитета и - свободы»[1. С.
164-165]. А «консервативная государственная казенщина» - направление,
«культивирующее сильную власть и воздвигающее гонение на жажду свободы»[1. С.
165].

Позднее, в 1918 году, Бердяев в письме «О
консерватизме» приходит к типологии Л.А. Тихомирова и, соответственно, так же,
как и Лев Александрович, выделяет «ложный» и «истинный консерватизм».

Идея четкого отделения консервативной идеологии от
«ложного консерватизма» в XX веке
прослеживается в творчестве русских религиозных философов XX века. В частности, у С.Л. Франка и Г.П. Федотова.

«Ложный консерватизм», по мнению Франка - это
«консерватизм, ставший реакцией, стремлением сохранить не жизнь, а безжизненные
окостеневшие формы, по самому своему существу разрушителен»[6.].
Противоположностью такому консерватизму является другая форма общественного
охранения, для которого характерно устремление «не на старое, как таковое, не
на готовые, уже воплощенные формы и отношения, а на непрерывность и
устойчивость самого творческого развития... созидания нового должно быть
пропитано заботой о сохранении жизненности и прочности самой духовной
непрерывности общественного бытия, должно быть раскрытием, развитием,
усовершенствованием старого»[6].

У Федотова также прослеживается отделение «ложного
консерватизма» от идеологии консерватизма. Их различия, по мнению философа,
обусловлены разной социальной базой каждого из этих двух видов общественной
мысли. Одна из них опирается на бюрократию, другая на народ. Поэтому он,
продолжая линию консервативных мыслителей XIX века, внес традицию - обозначать «ложный
консерватизм» - «бюрократическим консерватизмом», а идеологию консерватизма -
«народным консерватизмом».

Федотов писал: «В русской социальной
терминологии «народ» (как и «интеллигенция») значит бесконечно больше, чем в
любом европейском языке... Это базис, на котором высится колонна Империи, почва,
на которой произрастают ее сады ... все консервативные направления русской мысли
сохраняют сознание, что в этой почве кренятся моральные устои России. ... Кроме
России, не было ни одной страны, консервативные силы которой в такой мере
питались бы крестьянской правдой»[5. С. 154].

Но такому консерватизму противостоит «бюрократический
консерватизм», который вытекает из следующих размышлений Федотова: «Русский
консерватизм, как он сложился при Николае I и Александре II (Катков), был государственным миросозерцанием
бюрократии и оставался таким до последних ее дней»[5. С. 162]. Для
«бюрократического консерватизма» характерно «бездушие, бюрократическая сухость,
ироническое отношение к народной душе и ее святыням... Консерватизм был просто
силой инерции государственного аппарата»[5. С. 163].

Поэтому, когда Владимир Путин говорит, что Партия,
прежде всего, должна ориентироваться на интересы граждан, а не на интересы
чиновничества это свидетельствует о том, что Партия должна выбрать для себя идеологию консерватизма, народного
консерватизма для которого развитие государства, общества и человека является
характерной чертой
. О народном консерватизме как об идеологии Партии говорит и первый
заместитель секретаря президиума генсовета Партии Андрей Исаев, который
утверждает, что «
наш консерватизм по-настоящему народный. Он опирается на
растущий средний класс, который, как мы рассчитываем, станет большинством нации
к 2020 году»[3].  Утверждая это, Исаев
восстанавливает  многовековую традицию
российского консерватизма - народного консерватизма, но уже в
XXI
столетии.

Провозглашая
своей идеологией консерватизм, Партия  также
выступает против ложного
«бюрократического консерватизма», который может сдерживать развитие. Необходимо
отметить, что Президент России Дмитрий Медведев в статье «Россия, вперед!» также выступает против «бюрократического консерватизма» так как считает, что
развитию страны будут пытаться мешать «... влиятельные группы продажных
чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились.
У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать
доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные
богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят
развития и боятся его».

Россия должна
развиваться, отвечать на вызовы XXI века но, без
революций и потрясений, которые народ России в XX веке героически
преодолел, отдав за это миллионы жизней. Российский
консерватизм  предлагает народно-сберегающий
подход к развитию
и поэтому Градовский в своей статье «Что такое
консерватизм?»  писал: «Страна, периодически выгорающая, не может идти
вперед... ибо идти вперед значит прибавлять что-либо новое к существующему»[2. С.
340].

Партии, опираясь на идеологию консерватизма,
необходимо знать  традиции и историю
российского консерватизма, истоки которого уходят в историю нашей общей Родины
- России. Более того, накопленный опыт необходимо использовать в современном
политическом процессе, а не только хранить в дальних углах архивов и библиотек.
Поэтому предлагаю «Молодой Гвардии
Единой России» при поддержке Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и политического клуба
Партии - «Центр социально-консервативной политики» ввести традицию проведения
ежегодной международной конференции по истории развития консервативной
идеологии в России. При этом начальным этапом для организации конференции мог
бы выступить конкурс эссе на тему консервативной идеологии.

 

Андрей
Горохов
,
член Регионального штаба «Молодой
Гвардии», политолог
«Фабрика
смыслов», Алтайский край

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Судьба русского консерватизма // Киносценарии. 1989.
№5. С. 164-169.

2. Градовский
А.Д.
Что такое консерватизм? //
Градовский А.Д. Трудные годы. (1876 - 1880): очерки и опыты. М., 2007. С. 329 -
368.

3. Исаев А. Наш консерватизм // Режим доступа:
http://www.molgvardia.ru/groupchanges/2009/09/28/9921

4. Тихомиров
Л.А.
Борьба века // Режим доступа:
http://www.hrono.ru/statii/2005/tikhom_kd9.html

5. Федотов Г.П. Революция идет // Федотов Г.П. Судьба и грехи России:
В 2-х т. Т.1., СПб., 1991.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную
философию // Режим доступа: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/016/016-frank.htm

7. Чичерин Б.Н. Вопросы политики: 2-е изд. М., 1905.

8. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала // Чичерин Б. Н.
Несколько современных вопросов. М., 2002.

 

В тему:

Андрей Исаев:
Наш консерватизм
 

Андрей Татаринов:
Стержень российской политической матрицы
 

Елена Чаусова:
Консерватизм как шаг вперед
 

Александр Чаусов:
Человеколюбивый консерватизм
 

Старт дискуссии о
программном документе ЕР на molgvardia.ru
 

Дмитрий Караваев: О русском консерватизме 

Олег Игнатов:
Новый консерватизм и идеология "Единой России"

Идеология
единороссов определена и схематизирована

Егор Холмогоров:
У «Единой России» появилась идеология

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 110