Выборы мэра Томска. Часть 2

четверг, 5 марта, 2009 - 12:08

Руководитель
проекта
«Молодежная
интеллектуальная группа -
Навигатор»

1 марта прошли выборы мэра г. Томска. Результаты
следующие: исполняющий обязанности главы города Николай Николайчук, выдвинутый
"Единой Россией" - 40,6%, самовыдвиженец депутат Гордумы Александр
Деев - 34,82%, выдвинутая "Справедливой Россией" Галина Немцева -
15,98%, далее идут кандидат от КПРФ Иван Кучеров, который набрал 3,72%, и кандидат
от ЛДПР Евгений Гусев с 2,91% голосов. Явка избирателей - 37,37%. Есть, о чем
задуматься.

Официальные
власти и партия «Единая Россия» говорят о победе, конкурентной борьбе и чистоте
результатов. Есть даже мнение, что победа была настолько очевидна, что люди
просто не пошли на выборы. Партийцы не сомневаются в победе своего кандидата и
уверены в намерении жителей выбрать «крепкого хозяйственника», а не «оратора-демагога».
Это понятная и, возможно, правильная позиция. Однако поможет ли она выиграть Николайчуку
во втором туре - пока не ясно. Возможно, лучше было бы открыто заявить о
проблемах города (а не только о достижениях и успехах всего, читай, непонятно
чьего) и организовать дискуссию по этим проблемам, тем более что у этого
кандидата уже есть огромный бэграунд в этой роли.

Николай
Николайчук шел на выборы уже с опытом работы и.о. мэра, при поддержке власти, с
«новой командой мэрии» и с пакетом уже решенных вопросов. Однако от публичного
ответа на критику и обвинения Деева воздержался, что многие расценили как
«правоту» Деева, и за неимением опровержения приняли его информацию как
данность. Технология кампания была построена на традиционных схемах, начиная от
привлечения административного ресурса, заканчивая пикетами и форумами. Видимо,
21 век в Томске еще не наступил и технологии «социальной интеграции»,
«специфичности сред» и «вертикальной коммуникации», а также многие другие, по
которым сегодня проходят успешные кампании как в России, так и на Западе, так до
нас и не дошли. «Интернет-флуд» к этому разряду отнести сложно, хотя эта сфера
и является, безусловно, самой перспективной с точки зрения отработки
предвыборных технологий.

Александр Деев
также не менее уверен в своей победе и возлагает большие надежды на голоса
своей коллеги по партии Галины Немцевой. Несмотря на то, что шел он при
поддержке ряда бизнес - структур и возглавлял региональный еженедельник
«Томская неделя», позиционировал он себя, прежде всего, как критик мэрии.  Кампания велась достаточно вяло, однако четкая
и понятная критика достигла своей цели, не встретив никаких преград. Я уж не
говорю о превентивных перехватах больных тем кандидатом от «Единой России».

Неожиданно
высоким оказался  процент за Галину
Немцеву - кандидата от "Справедливой России", а также члена совета
директоров
«Сибирской Аграрной Группы». Её кампания была яркой и понятной. В отличие от
двух оппонентов, строящих кампанию на поддержке или критике мэрии, Немцева
сконцентрировалась на выстраивании новых и свежих предложений. Если бы ее
известность в городе до выборов хоть как-то была сопоставима с рейтингами Деева
и Николайчука, процент голосов за нее мог бы быть кардинально выше.

Отдельные
местные аналитики и политологи авторитетно заявляют об увеличении в связи с
кризисом протестного электората. С чего ради? Томичи, по их мнению, думают так:
всё плохо, пусть ещё будет хуже?  

Победа того или иного кандидата сейчас напрямую
зависит от того, насколько честно и открыто он готов говорить о проблемах
горожан и решать их. Сознательное их замалчивание или рапорт об успехах, не связанных
с ключевыми проблемами города, скажутся на голосовании намного сильнее чем
«кризисное недовольство».

Прогнозы - дело
неблагодарное, однако, думаю, что никаких новых мер, кроме усиления
административных, для поддержки кандидата от «власти», каких-нибудь «страшилок»
для избирателя найдено не будет. Не готовы, не успеют или не знают? Вопрос
«гибкой власти» уже неоднократно поднимался экспертами, возможно, у нас в
Томске он как никогда актуален, и эти выборы тому подтверждение. Где тот класс
людей в командах кандидатов, способных «идти в народ», содержательно
дебатировать на десятках и сотнях специально созданных площадок? Где толковые
агитационные материалы и агитаторы, способные понятно сформулировать и
перевести на языки социальных групп и конкретного человека мессэджи кандидатов?
Как можно побеждать сегодня, если кроме общих слов «Томск, вперед!» нет
реальных подтверждений единства кандидата и народа, а кампания стоится так же,
как во времена стабильности?

А.Деев выбрал простой
и надёжный вариант работы - критика власти, популистские обещания. Ведь даже
школьнику очевидно, что от перестановки слагаемых сумма не меняется, или где он
возьмёт компетентных и честных специалистов взамен «разогнанных коррупционеров»
из мэрии? Может, он какую-то систему контроля будет выстраивать,
антикоррупционную нормативную базу? Так это сложно и скучно, избиратель не
поймёт, гораздо эффектнее офицерскую перчатку бросить.

Вот и
получается, что Томск макнули лицом в набор традиционных технологий, а
избиратель тем и ответил: «воз и ныне там». Ну, ещё разок «прокатит», ну
другой. Но ведь очевидно, что в кризисе экономическом вызревает и «предвыборный
кризис».   

Победа
Николайчука не очевидна не потому, что нет эффективных каналов коммуникации с
обществом. И не потому, что Александру Дееву не нужно становиться мэром и он
это прекрасно понимает. И дело тут не в «нагибании», «плохости» одних или
«хорошести» других, а в смене общественного сознания, которая уже произошла в
умах людей, а также в достигнутом пределе манипулятивных технологий, которые
уже видят невооруженным взглядом даже бабушки.

Георгий Карташев
экспертный клуб «МИГ - Навигатор»
в рамках федерального проекта «Фабрика Смыслов»

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 146