Как я была педагогом

понедельник, 29 сентября, 2008 - 14:47

Не
так давно я по душам разговорилась с одной знакомой преподавательницей. Думаю,
что её рассказ будет пищей для размышлений как для студентов, так и для
педагогов.

Анна
М. 28 лет, преподаватель, г. Тула

После аспирантуры и замужества я пришла преподавать в ВУЗ,
который находился рядом с моим домом. Преподавала я  литературу, отечественную и зарубежную.

Я была сравнительно молодой (25 лет) и очень строгой. Меня
раздражали студенты, которые привыкли, что все в жизни - «на халяву».

И я решила бороться с халявщиками.

Я требовала хорошего знания своего предмета. Не знаете -
научу. А уж если не хотите - ваши проблемы, никакого зачета не поставлю, до
экзамена не допущу. Никаких поблажек - ни девушкам, ни парням, ни беременным.
Вы пришли сюда учиться. На протяжении лекций часть студенток рассматривала
маникюр на ногтях или писала смски. 
Другие записывали что-то по инерции, словно делая мне одолжение. На
зачетах  я особо не зверстовала, видела,
что почти все списывают, зато при устном ответе всегда задавала вопрос по
другому произведению, которого не было в данном билете.

- Так я ж к другому готовилась! - возмущалась халявщица.

- И что? Этот вопрос тоже из списка. Я его не сию минуту придумала.

- Можно подготовиться?

- Чтобы вы снова списали? Вы роман читали?

- Да.

- Назовите главных героев.

Молчание.

И начиналось...

Я сразу предупреждала:

- Давайте не будем время отнимать ни у меня, ни у себя. Не
читали - придете в следующий раз.

Я была непреклонна.

Были и любители поторговаться:

- Анна Сергеевна, а вы тройку за то, что я написала -
поставить можете? Без дополнительных вопросов?

- За то, что вы списали
-
нет.

Меня не огорчало, что мне приходилось приходить на
пересдачи.  Я чувствовала удовлетворение
- я же вершила справедливость. Хватит сачковать. Не знаешь предмета - незачет.
Других вариантов быть не может. Вскоре мои студенты поняли, что со мной шутки
плохи и стали действительно что-то с горем пополам читать.

Однажды я забыла в аудитории зонт, вернулась. Дверь в
аудиторию была открыта и я узнала голос студентки, упомянувшей мое
имя-отчество. И вторая студентка (тоже знакомый голос!) громко  воскликнула:

- Ага, сдашь ты, она такая стерва, живьем проглотит и не
подавится.

Я быстрыми шагами поскорее ушла. Дома я дала волю слезам.

А потом отправилась советоваться со своим отцом. Он тридцать
лет преподавал в школе и ученики его любили.

Он выслушал меня и вздохнул:

- Аня, все дело в том, что ты к своим студентам
несправедлива. Они другие, а ты пытаешься их переделать по-своему, силой. Ну не
любит человек читать, бывает. Любил бы, как ты - пошел на филолога  или в литературный. Но не любят. И, может,
вины их в этом нет. А ты всех заклеймила и слышишь только себя. Ты не о них -
ты о себе думаешь. Всегда тяжело расслышать голос другого человека. А это
необходимо. Меня бы такой метод - только отвратил от литературы вообще.
Иммунитет на всю жизнь. Тебе нужно заинтересовать, преподнести так, чтобы твой
предмет полюбили. В этом твоя задача.

- Пап, ты слишком все идеализируешь. Ты знаешь - какие у
меня студентки? И что их интересует?

- Догадываюсь. Ну, а ты пробовала их заинтересовать? Ну так,
по-честному. Или ты изначально на них крест поставила?

- Пап, я не знаю - как и чем можно их заинтересовать.

- Так проблема, получается - в тебе, а не в них. Ань, ты
сама это должна понять. Пока ты будешь слышать только себя и быть уверенной в
своей правоте, ни уважать никакое мнение, кроме своего собственного - ничего не
выйдет.  Тебе нужно им помочь, а не оттолкнуть.

Я задумалась. Скоро мы должны были начать проходить
зарубежных писателей-модернистов. А это - Кафка, Фолкнер, Пруст, Гессе, Стайн,
Вирджиния Вульф и невероятный, запредельный 
Джойс.  И как заинтересовать моих
студентов?

Я стала думать, анализировать - что меня потрясло в том или
ином произведении, что огорчило, рассмешило. В чем и как проходила параллель с
моей жизнью. Думала, вынашивала мысли дня три. И решилась на эксперимент. Мы
начали проходить Кафку.  Я принесла фотографию
Кафки, сделанную незадолго до его смерти. И принялась доверительно
рассказывать:

- Знаете, когда я впервые прочитала рассказ Кафки
«Превращение», он меня ошеломил. Ничего более жуткого я не читала, хотя само повествование  обыденное, спокойное... Ну не будем сейчас об
этом. Потом я прочитала  «Процесс».
Впечатление от него тоже было очень сильным... 
Ну, об этом  тоже позже.

Смотрю - студенты  как
будто заинтересовались.  Я продолжала:

- А потом я увидела фото Кафки (демонстрирую фото). И первая
мысль была «Гений, конечно, но физиономия... не очень презентабельная, мягко
говоря...» Студентки заулыбались, рассматривают фото, согласные со мной.

- А потом я прочитала его письма к своей любимой - чешской
журналистке Милене Есенке и поняла...что если бы мне писали такие письма - я бы за таким человеком хоть на Камчатку пошла.

Смотрю, заинтересовались, глаза блестят.

- Я влюбилась в Кафку - сообщила я. - Сейчас я вам прочитаю
отрывок из одного его письма к Милене.

Потом мы рассуждали о любви вообще, о гибели Милены в
концлагере, о творчестве Кафки. Эта лекция удалась. Я заинтересовала хотя бы
основную часть - точно.

Потом мы уже разбирали образы в романах Кафки, искали
параллели, и я изо всех сил старалась не навязывать своего мнения студентам, а
добиваться его от них.

Потом мы принялись за Вирджинию Вульф. Кто не знает - эту
писательницу называют «английским Достоевским». 
Я принесла на лекцию фильм с Николь Кидман «Часы» - про писательницу и
её творчество. Мы посмотрели отрывки из фильма (в аудитории был
видеомагнитофон). Я рассказала о непростой жизни писательницы, о её трагическом
конце. Потом мы обсудили несколько высказываний Вульф (я их заранее распечатала
и раздала всем) и перешли к её произведениям.

Студенты даже немного поспорили - один парень начал резко
высказываться о Вульф (я так подозреваю, он просто не любил Николь Кидман),
девушки стали защищать писательницу.

«Что такое женщина? Уверяю вас, что этого я не знаю. И вы, я
думаю, тоже не знаете»,  - зачитала я ещё
одно из высказываний Вульф и один мой студент - Леша энергично закивал:

- Точно. Поди их пойми.

- Так что такое женщина? И что она хочет, по-вашему? Как вы
это из отрывков фильма поняли? И сами что думаете?

- Свободы. Свободы выбора, - вдруг грустно заметила одна
студентка, Настя.

- Она вообще-то на тот свет собиралась отправиться, -
заметил саркастично Леша.

- И оставить мужа и ребенка, - добавила совестливая Катя.

- Она просто выбор не тот сделала!

- Да это не она, т.е. она под влиянием книги Вульф решилась
на самоубийство!

- Так кто виноват?

- Она же с собой не покончила в итоге...

- Покончит. Время еще есть.

- Вы хотите в этом книгу Вульф обвинить?

Спор разгорелся нешуточный. Я просто слушала, не встревала.
Мы даже забыли про время и просидели после конца лекции (она была последней)
около часа.

К следующей лекции чуть ли не вся группа отыскала в инете и
посмотрела «Часы» . Ещё они принялись читать роман  Вульф «Миссис Делоуэй» - по мотивам которого
и был снят фильм.

- Сначала дико скучно, 
а потом втягиваешься, - сообщила мне одна студентка.

- Я в инете встретил афишу, спектакль «Не боюсь Вирджинии
Вульф». Вы не видели его, случайно? - спросил один студент.

Я ликовала.

Потом мы проходили замечательного Фолкнера (я взяла именно
«Шум и ярость»), потом студенты поражались над «Улиссом» Джойса и некоторые
сами пробовали писать потоком сознания, без запятых...

Мы победили. Совместными усилиями.

Когда я уходила в декрет, студенты со всего курса подарили
мне ручку «Паркер» и большого мягкого слона.

Иногда я со страхом думаю - как бы  я отравила себе и им жизнь, если бы
продолжала слышать только себя...

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 162