Набраться смелости и уйти самому

среда, 10 ноября, 2010 - 10:21

Член Политсовета
«Молодой Гвардии Единой
России»

Несмотря на некрасивую возню, устроенную с подачи лидера «Справедливой
России» Сергея Миронова вокруг принципов формирования Совета Федерации,
соответствующий законопроект сегодня был одобрен верхней палатой парламента и
вскоре станет законом.
  

Теперь пришло время
разобраться, почему же эти новые правила, полностью соответствующие инициативам
президента России Дмитрия Медведева, вызвали дикое раздражение у спикера
верхней палаты парламента и чиновников ее аппарата. Почему эта немногочисленная
группа лично заинтересованных лиц чуть ли не поминки по демократии устроила?
Ведь речь идет лишь о том, чтобы уменьшить произвол бюрократов и усилить силу
народного представительства в Совете Федерации.  

Впрочем, обо всем по
порядку.    

Было время, когда
Совет Федерации являлся головной болью Кремля. При Ельцине именно верхняя
палата саботировала многие решения и вообще являлась источником региональной
фронды. Победив на выборах президента и вступив в должность в 2000 году,
Владимир Путин сразу же предложил изменить способ формирования Совета Федерации
с тем, чтобы вывести из него региональных глав. Эта инициатива полностью
соответствовала Конституции, в которой закреплено разделение властей
(представители исполнительной власти не имеют права занимать позиции во власти
законодательной). Помимо этого, она снижала угрозу дезинтеграции страны. 

Вскоре
исполнительные и законодательные органы власти регионов начали делегировать в
Совет Федерации своих представителей. Система, конечно, была далека от идеала.
Многие регионы банально продавали должности сенаторов и выдвигали кандидатуры с
сомнительным бэкграундом. Так, в 2003 году, например, после предъявления
Генпрокуратурой обвинений Василию Шахновскому, тот ровно через 10 дней был
избран Законодательным Сугланом Эвенкии своим представителем. Кому и что обещал
Шахновский, сейчас уже не важно. Главное, что такая практика была
возможна.  

Для того чтобы
исключить возможность противостояния Совета Федерации с исполнительной властью,
а также, чтобы противостоять попыткам проникновения криминала во власть, во
главе этого института был поставлен Сергей Миронов. На то время, когда из
малоизвестного депутата питерского Заксобрания было решено сделать главу
верхней палаты парламента, за ним числилось главное из достоинств - абсолютная
лояльность Владимиру Путину. Тогда этого было вполне достаточно - одним махом
убивалось несколько зайцев. Назначение Миронова кардинально меняло место Совета
Федерации в системе политических координат, существенно снизив значение этого
органа как самостоятельного института. Также это назначение гарантировало
Кремлю, что со стороны верхней палаты можно ожидать поддержки идущих реформ.
Наконец, Миронов был поставлен следить за тем, чтобы в Совфед не пролезали
«шахновские».    

Техническая
должность вполне устраивала Сергея Миронова до тех пор, пока его окружение не
вскружило спикеру голову головокружительными (простите за каламбур)
перспективами, которые, якобы, ждут последнего. Несмотря на то, что никогда не
было никаких предпосылок для того, чтобы Миронов мог успешно играть роль
самостоятельного политика, клевреты спикера убедили его, что необходимо делать
свою игру.

Жесточайший провал
на выборах в Госдуму в 2003 году, а также самая дорогая, и бессмысленная
избирательная кампания Миронова на выборах президента в 2004 году его ничему не
научили. Более того, когда Кремль решил назначить Миронова руководителем
«ликвидационной комиссии» Партии пенсионеров и «Родины», глава Совета Федерации
был свято уверен, что, возглавив новую партию, сможет продемонстрировать свой
нераскрытый политический потенциал. Впоследствии, правда, «Справедливая Россия»
даже близко не подошла к результатам, которые в свое время показывала одна
только «Родина»: 

Со временем Сергей
Миронов стал забывать, как он пришел в политику и за счет чего занимает пост
третьего человека в государстве. Постоянные нападки на «Единую Россию», чьей
милостью, между прочим, он и был назначен спикером, вскоре дополнились нападками
на курс, реализуемый президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром
Владимиром Путиным. «Справедливая Россия» и лично Миронов занимаются
последовательной работой по противодействию всем инициативам главы государства
и главы правительства. Выдвигаемые Мироновым и его партией предложения строго
ортогональны политике российского руководства. Фактически Миронов давно уже перешел в стан оппозиции и отличается от кричащих на
маршах несогласных маргиналов лишь высокой государственной должностью.
 

Должностью, за
которую он, надо сказать, держится мертвой хваткой. Достаточно вспомнить, в
какую панику он ударился, когда в начале 2010 года 'Единая Россия' в ответ на
критику спикером политики и лично Владимира Путина поставила вопрос о лишении
Миронова поста спикера. Единороссы напомнили, что именно они делегировали
Миронова в Совет Федерации от Санкт-Петербурга, и что большинство сенаторов
являются членами как раз «Единой России». Тут же Сергей Миронов приехал в
Государственную Думу к единороссу Борису Грызлову, где подписал меморандум, в
котором «Справедливая Россия» обязалась всячески оказывать поддержку
правительству. Свой пост Миронов тогда сохранил. Ценой публичного унижения себя
и своей партии. 

Сегодня же борьба
спикера идет даже не за пост, а за некоторые полномочия, которыми он обладает.
Полномочия, надо сказать, совершенно избыточные в свете президентских инициатив
по формированию Совета Федерации.

В первом послании
Федеральному Собранию Дмитрий Медведев предложил сделать более демократической
процедуру наделения полномочиями сенаторов. По новым правилам полномочиями
сенаторов наделяют только избранных депутатов региональных парламентов или
муниципалитетов. Также отменяется ценз оседлости, поскольку граждане в своем
регионе уже оказали кандидату доверие, избрав его депутатом. 

Соответствующий
закон уже принят. Для полноценной его реализации предложен комплекс
законодательных поправок, которые обеспечат усиление народного
представительства в верхней палате парламента, а также уменьшат пространство
для бюрократического произвола. Поправки эти сугубо технические. Среди них, в
частности, отмена процедуры подтверждения сенаторских полномочий в самом Совете
Федерации.

Дело в том, что в
настоящее время органы власти субъекта Федерации, делегируя своего
представителя в сенат, месяцами могут ждать, пока Сергей Миронов соизволит
внести его кандидатуру на рассмотрение палаты. Иногда это ожидание длится по
полгода и больше. Возможно, когда-то эта практика была оправдана - в аппарате
Совета Федерации проводили проверку будущих сенаторов. Сегодня же, когда
сенаторами будут становиться исключительно граждане, уже победившие на выборах
в своих регионах и муниципалитетах, какая бы то ни было дополнительная проверка
внутри самого Совета Федерации, является излишней и даже оскорбительной. Что
именно собирается проверять аппарат Миронова? Наличие депутатского мандата?
Паспортные данные? Результаты голосования в региональном Законодательном
собрании? 

Очевидно, что
проверять нечего. Однако Сергей Миронов устроил целую медиа-истерику, привлек к
оппонированию этому законопроекту всех своих фронтменов из «Справедливой
России», и даже начал сбор подписей среди сенаторов, чтобы сохранить за собой
право единолично решать, кто и когда получит мандат представителя верхней
палаты парламента. 

При этом главным его
аргументом является то, что проверка позволит избежать случаев коррупции.
Вдумаемся в это! Спикер по собственному произволу выдает разрешения на
сенаторство и считает, что здесь все прозрачно и чисто. Людей, прошедших через
горнило избирательных кампаний, уже заслуживших доверие избирателей у себя в
регионе, а также получивших одобрение от региональных парламентариев, спикер
собирается подвергать еще и собственноручной проверке «имени Сергея
Миронова».  

Тезис об
антикоррупционной составляющей проверки в аппарате Совета Федерации выглядит
настолько возмутительно, что хочется спросить спикера, не кроется ли за его
желанием сохранить за собой право внесения кандидатуры не только политические,
но и иные, вполне корыстные резоны? Еще один вопрос: какими силами располагает
для проверки на коррупцию Сергей Миронов? Собственным нюхом, разве что. Но
этого, явно недостаточно, тем более, что для соответствующих проверок есть
компетентные органы, к которым спикер Совета Федерации никакого отношения не
имеет. 

Сегодня Сергей Миронов стремится сохранить непрозрачную и даже
диктаторскую процедуру выдвижения сенаторов.
Он хочет быть абсолютным
распорядителем мандатов членов Совета Федерации, хочет, чтобы назначение нового
сенатора зависело от него лично. Очевидно,
что это анахронизм, не имеющий ничего общего с демократией. Такой же
анахронизм, как и сам Миронов. Нынешний главный сенатор несовременен и не
адекватен требованиям сегодняшнего дня. Ему пора уйти на покой.
И лучше
всего, если он сделает это сам, не дожидаясь, пока соответствующее решение
примут за него.

Павел Данилин,
член Политсовета МГЕР,
шеф-редактор портала Кремль.орг

опубликовано на портале

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 148